Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 20.07.2018, 08:02

МБДОУ "Детский сад №5 "Степнячок"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Упражнения для губ.

1. Улыбка. Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.

 2.Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.

 3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны. 

4. Бублик (Рупор).Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.

 5.Заборчик - Бублик. Улыбка - Хоботок. Чередование положений губ. 

6. Кролик. Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

 Упражнения для развития подвижности губ. 

1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами. 

 2. Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. 

 3. Пятачок. Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

 4. Рыбки разговаривают. Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).

 5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.

 6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".

 7. Уточка. Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

 8. Недовольная лошадка. Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади. 

 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам. Если губы совсем слабые: -сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту, - удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат), - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть. 

 Упражнения для губ и щек. 

1.Покусывание, похлопывание и растирание щек.

 2.Сытый хомячок. Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно. 

 3. Голодный хомячок. Втянуть щеки.

 4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 Статические упражнения для языка. 

 1.Птенчики. Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

 2.Лопаточка. Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

 3. Чашечка. Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

 4.Иголочка. Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

 5. Горка (Киска сердится). Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

 6.Трубочка. Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

 7. Грибок. Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

 Динамические упражнения для языка.

 1. Часики (Маятник). Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

 2. Змейка. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта. 

 3. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

 4. Футбол (Спрячь конфетку). Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

 5. Чистка зубов. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами. 

 6. Лошадка. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

 7. Гармошка. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. 

 8. Маляр. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба. 

 9. Вкусное варенье. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. 

 10. Оближем губки. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

 Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

  1. Трусливый птенчик. Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично. 

 2. Акулы. На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.

 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом. 

 4. Обезьяна. Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

 5. Силач. Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.

 6. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.

 7. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка). 

 8. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.

9.Дразнилки. Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.

10.Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки: ааааааааааааа -яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца); ооооооооооооо- ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец); иииииииииииии (рот слегка открыт). 

 11.Произнесите гласные звуки с голосом. аaaaaaaaaaaaa- яяяяяяяяяяяяяя -ооооооооооооо -ёёёёёёёёёёёёё-  иииииииииииии

 12. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе: аааааэээээ -аааааеееее- аааааиииии- иииииааааа- ооооояяяяя -аааааииииииооооо -иииииээээээааааа- аааааиииииэээээоооооо и т.д. Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным. 

 13. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Мал, да удал. Два сапога - пара. Нашла коса на камень. Знай край, да не падай. Каков рыбак, такова и рыбка. Под лежачий камень вода не течет. У ужа ужата, у ежа ежата. В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

 Тренировка мышц глотки и мягкого неба.

1.Позевывать с открытым и закрытым ртом. Позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха 

2. Произвольно покашливать. Хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки. Покашливать с высунутым языком 

3.Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой. Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).

 4.Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков). Глотать капли воды, сока. 

 5.Надувать щеки с зажатым носом.

6.Медленно произносить звуки к, г, т, д.

 7.Подражать: -стону, -мычанию, -свисту. 

 8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка. Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка. Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.

 9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.

 10.Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.

 11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и-а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.

 12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.

 Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука P.

 Чьи зубы чище? вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 

1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

 2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

 Маляр: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность. Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Кто дальше загонит мяч? вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

 Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола. 

1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 

2.Нельзя надувать щёки.

3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. Индюк. вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

 2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 

3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука Л.

Наказать непослушный язычок. вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

 Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.

 1.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. Вкусное варенье. вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.

 Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Пароход гудит. вырабатывать подъем спинки языка вверх.

 Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.

Индюк. вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

 Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болобочет). 

 1.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед. 

 Лошадка. укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

 Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами). 

 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.

 2.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал. Дует ветерок. вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.

 Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш, ж, щ, ч).

 Чьи зубы чище? вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком. 

Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. 

 1.Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. 

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

 3.Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

 Маляр: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.

Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо, делая языком движения вперед-назад. 

1.Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. 

2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта. Кто дальше загонит мяч? вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

 Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола. 

1.Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. 

2.Нельзя надувать щёки. 

3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной. 

 Индюк. вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части. 

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

 1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

 2. Следить, чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 

3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.

 Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики.

  1. Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им. 

2. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

 3. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.

 4. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

 Упражнения дыхательной гимнастики.

  1. Снег. Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. При выполнении этого упражнения желательно не надувать щеки. 

. Кораблики. Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от "киндер-сюрпризов" или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами. 

 3. Футбол. Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру "Кто быстрее".

 4. Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него. 

 5. Дудочка. Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька (подойдет любой стеклянный пузырек из-под лекарств, витаминов, йода, духов; горлышко пузырька не должно быть широким). Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

 КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ НАРУШЕНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ И ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ С, СЬ, З, ЗЬ,Ш,Щ,Ж, Ч, Ц 

ЛОПАТКА.  Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10. Cледить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

 ПИРОЖОК.   Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от1 до 5-10. Следить , чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

 ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ.   Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передник краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык вверх - она должна быть неподвижной.

 ПОЧИСТИМ ЗУБКИ.   Рот открыт. Губы в улыбке, так чтобы были видны зубы. Кончиком языка «чистим» передние нижние зубы с внутренней стороны, сначала делая движения из стороны в сторону, потом сверху вниз. Следить, чтобы губы ребенка были не подвижны и находились в положении улыбки. Язык при движении находился у десен и альвеол, а не скользил по верхнему краю зубов, чтобы он был широким и начинал движения от корней нижних зубов.

 ФОКУС.   Рот открыт. Губы в улыбке. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх. 

 КАЧЕЛИ Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: , широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку , широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе , широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой , широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним , широким кончиком языка дотронутся до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними  

Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz